Для передвижения грузоподъемного устройства по рельсам применяются крановые колеса. Они являются основными деталями, которые подвержены быстрому износу в процессе интенсивной эксплуатации крана. Подлежат замене при износе беговой дорожки более 2% от начального диаметра. В грузоподъемных механизмах в зависимости от типа, ширины колеи пути и расположения пути применяются одноребордные, двухребордные или безребордные колеса. В основном преобладают двухребордные колеса. Крановые колеса устанавливаются на подшипниках качения (шариковых или роликовых) с установкой на неподвижной оси или на валах с буксами, прикрепленными болтами к конструкции опорных узлов крана. Заготовки крановых колес изготавливаются методом штамповки или свободной ковки, сталь 65Г, 45 (ГОСТ 14959-79, ГОСТ 1050-88), а также методом литья из стали 35ГЛ, 40Л. Рабочие поверхности проходят механическую обработку и подвергаются термической закалке до твердости 320-390 НВ. В зависимости от диаметра колеса глубина закалки может достигать 40 мм. Как правило, приводное колесо соединяется с приводом при помощи шестерни или фланца, закрепленного на валу кранового колеса, или зубчатого венца, закрепленного на ободе колеса. Такие колеса называются ведущими (приводными). Остальные колеса ведомые (холостые).
|